Четверг, 02.05.2024
A Donikons Cherri Chinsana
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 104
Главная » Статьи » Мои статьи

Джон Фишер "О чем думает ваша собака" часть 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК

Предки собак
Периоды развития и социализация
      - неонатальный период (от 0 до 13 дней)
      -
социализация собаки (от 14 до 49 дней)
      -
социализация в обществе людей, тестирование щенков
      - период определения ранга (от 12 до 18 недель)
      -
период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)
      -
наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)
      -
зрелость (от 1 года до 4 лет)
Собака в человечьей стае
        Смена ролей в стае "человек-собака"
Проблемы внутри стаи
      - собаки и младенцы
      - собаки и дети
      - собаки и взрослые
      - отношения между собаками
Как учатся собаки
      -
отрицательный тигмотаксис
      - чувствительность осязания
      - восприимчивость к шуму
      - острота зрения
      - чувствительность психики
      - поведение, характерное для определенных пород
Методика положительного подкрепления
      -
как действует положительное подкрепление
      - как применять положительное подкрепление
Методика отрицательного подкрепления
      -
как применять отрицательное подкрепление
Проблемы владельцев, связанные с дрессировкой
Последствия неправильной дрессировки
Проблемы, связанные со стрессом
Проблемы страхов
Проблемы агрессии
        Наследственные причины агрессии
       
Агрессивность нервной собаки

 

ПРЕДКИ СОБАК

Чтобы понять поведение собак, необходимо познакомиться с поведением вида, от которого они произошли. Изучив этот вопрос, мы сможем сформировать более четкое представление о том, почему собаки ведут себя так или иначе. Конечно, когда вы думаете о разнице в размерах, например, между догом и чихуахуа, трудно бывает представить себе, что обе породы произошли от одного предка. Однако имеется надежное свидетельство того, что сегодняшние собаки произошли, в основном, от одного вида, жившего в Северной Европе более десяти тысяч лет назад. Не исключено, кстати, и то, что в других регионах собака, какой мы ее знаем, также эволюционировала из кочующих представителей того же самого вида.

Размеры современных домашних собак различаются в зависимости от породы. Однако в 1937 г. Е. Дар обнаружил, что отношение длины морды к ширине верхней челюсти в ее самой узкой части составляет в среднем постоянную величину у всех собак. Это соотношение размеров черепа сегодня такое же, каким оно было и у собак в каменном веке. Далее Дар сравнил длину ряда коренных зубов с высотой нижней челюсти, и в результате оказалось, что и это соотношение осталось неизменным с древнейших времен. На основании этих данных можно представить, что первоначально, в тот период, когда собаки были одомашнены, пропорции черепа у них всех были одинаковы и, следовательно, все собаки происходят от одного и того же предка.

Этот вывод подтверждается еще и тем фактом, что у всех пород домашних собак пропорции черепа примерно одинаковы. Следовательно, разница между чихуахуа и датским догом лишь в форме и пропорциях тела, но это уже результат селекционной деятельности человека.

Если все собаки произошли от одного и того же предка, то остается выяснить только одно: к какому виду принадлежал этот предок. Был ли им волк (как думают многие ученые) или шакал? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить между собой оба вида и сделать вывод, основанный на чертах видового сходства, и тогда самым вероятным кандидатом на место праотца собаки становится волк. Прежде всего, сходны характеристики зубов собаки и волка, в то время как у шакала схема зубов отличается от схемы зубов собаки и волка.

Примечательно, что в 1965 году Скотт и Фуллер, исследовав девяносто моделей поведения домашней собаки, обнаружили, что большинство их, за исключением девятнадцати моделей, свойственны и волку. Так называемые “вокальные паттерны”, то есть звуковые сигналы, выражающие тревогу, радость, страх и т. д., у собаки и волка сходны, в то время как у шакала они совершенно иные. То же самое относится и к социальному поведению.

На основании приведенных здесь данных представляется вероятным, что животное, на которое мы должны обратить особое внимание, - это волк.

Какой он, волк?

Волк - это стайное животное, живущее в очень прочной социальной структуре, внутри которой существует устойчивая иерархия. Волк-альфа - вожак стаи. Вопреки распространенному мнению, он сохраняет за собой эту роль не тем, что регулярно проявляет агрессию по отношению к остальным членам стаи. Его авторитет поддерживается постоянными проявлениями уважения (подчинения), которые демонстрируют ему остальные члены стаи. Разумеется, если в стае есть многообещающий лидер, склонный к тому, чтобы бросить вызов авторитету вожака, тогда на повестке дня окажется подлинная агрессия, но такие вызовы - редкость. Обычно вся стая живет в гармонии, и человечество могло бы многому поучиться у волков, например тому, как надо уметь объединяться, чтобы выжить. По научным данным, жизнь одичавших собак очень похожа на жизнь волков и во многом они демонстрируют на удивление сходное поведение.

Например, когда какая-нибудь волчица приносит волчат, очень часто еще у одной-двух самок в стае появляется молоко на случай, если родная мать детенышей погибнет. Точно так же у домашних собак очень часто случается ложная беременность, а был случай, когда у самки добермана появилось молоко, когда у соседской кошки родились котята. Нужно признать, что это редкий случай, но он показывает, как силен у собак материнский инстинкт.

У волков ярко выражен рефлекс защиты территории: чтобы выжить, каждая стая должна отмечать границу своей территории мочой и экскрементами, оставляемыми в стратегически важных точках, и защищать эту территорию. Сходное поведение можно наблюдать повседневно у домашних собак, которые тоже метят свою территорию, несмотря на то, что от недостатка еды они не страдают и потому необходимость защищать территорию не столь велика. А мы навязываем собакам общую территорию (площадку для выгула), тем самым мы заставляем их приспосабливаться к жизни в сообществе, вот потому и возникает так много сложностей, связанных с проявлением рефлекса защиты территории. А уж если встретятся две собаки с выраженными лидерскими качествами, которым их владельцы регулярно позволяли метить одну и ту же территорию, тогда начнется настоящее светопреставление.

Осанка у волков и собак почти одинакова. Мы, люди, умеем распознавать очевидные сигналы, исходящие от наших собак, выражающие страх, агрессивность, удовольствие, подчинение и так далее, но мы не способны воспринимать не столь явные знаки, которые передает собака другой собаке, принимая определенную позу. Мы склонны по-своему интерпретировать то, что наша собака пытается выразить.

Большинство людей одинаково расценивает радостное виляние опущенным хвостом у золотистого ретривера и виляние кончиком высоко поднятого хвоста у немецкой овчарки, что означает угрозу. Может быть, у вас золотистый ретривер, который виляет опущенным хвостом всякий раз, когда вы на него смотрите, вот вам и не понять, отчего это немецкая овчарка, которая виляла хвостом (высоко поднятым) и вроде бы казалась вполне довольной, укусила вас, когда вы подошли ее погладить. Недоразумения возникают из-за многообразия пород собак, с которыми мы ежедневно встречаемся, и нашего неумения правильно воспринимать их сигналы. Если бы мы держали дома их общего прототипа, то вскоре узнали бы, что первая поза означает подчинение и говорит: “Я не опасен, пожалуйста, приласкай меня!” - в то время как вторая явно выражает угрозу, говоря: “Только попробуй приблизиться - я тебя укушу!” Еще труднее понять собаку, у которой хвост отрублен (купирован).

Поскольку современная собака - это, в конечном счете, животное, выведенное путем селекции, заводчики в течение многих лет интенсивно работали над теми качествами собак, которые представлялись им полезными, в некоторых случаях используя даже то, что было отклонением от нормы. Заводчики обеспечивали передачу этих качеств от поколения к поколению; возможно, по этой причине собакам свойственны некоторые модели поведения, которые не встречаются у волка. На воле, предоставленные самим себе, некоторые из этих созданных человеком животных, возможно, не выжили бы; выживание самых приспособленных особей - крайне жестокое, но вместе с тем и весьма эффективное средство для сохранения и размножения только лучших представителей вида. Однако, сколько бы мы ни старались генетически вывести признаки, размеры и облик породы, волчьи повадки сохранятся навсегда как неизменный инстинкт.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Животные всех видов проходят в своем развитии определенные периоды. У некоторых, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может помочь лучше понимать их поведение. Например, часто встречаются собаки с проблемами поведения, коренной причиной которых было невежество заводчиков. Оно наступает, если собаку держать в конуре до достижения ею возраста четырнадцати недель или больше. Если в дальнейшем собаку продадут для домашнего содержания, она окажется таким животным, которое вряд ли захочется держать. Такие собаки не в состоянии справляться со стрессовыми ситуациями и не могут по-настоящему найти свое место рядом с людьми. Их “страсть на всю жизнь” - другие собаки, а все лишь потому, что они пропускают жизненно важный период социализации в человеческом обществе. Они уже слишком приспособлены к жизни среди собак и недостаточно подготовлены к жизни среди людей.

Другая крайность - когда щенков отбирают у матери слишком рано, в некоторых случаях в возрасте четырех-пяти недель. Причина последущих проблем в том, что щенок так и не научился быть собакой. Упущен критический период - период социализации в обществе собак. Вырастая, такие щенки часто становятся агрессивными, потому что так и не научились общаться с другими собаками, т.к. рядом не было матери, чтобы обучать их в течение первых, определяющих развитие, недель жизни.

Эти два критических периода жизненно важны с точки зрения формирования темперамента собаки. Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту, подразумевая, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери. Чаще всего это просто ерунда. Объявить встревоженному владельцу собаки, что поведение, вызывающее тревогу, является наследственным, - великолепная отговорка для кинолога, которого просят помочь исправить поведение собаки, а он не знает, как это сделать.

Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев, поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству. Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае “люди -собаки”, она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению.

Важно отметить, что в возрасте от четырех до семи недель щенки развиваются с огромной скоростью - настолько быстро, что уже к семинедельному возрасту их мозг излучает такие же волны, как и у взрослых особей, и, следовательно, они способны учиться на примерах. Влияние окружения сейчас только начинают широко признавать как весьма реальную причину некоторых проблем поведения, но наличие критических периодов развития было установлено уже много лет назад.

В 1963 году Кларенс Пфаффенбергер написал книгу под названием “Новые сведения о поведении собак”. В своем введении Пфаффенбергер писал: “Для меня собачья семья является самой интересной семьей в животном мире, если не считать человеческую семью. Во многом собака очень схожа с человеком, настолько, что иногда мы можем наилучшим образом изучить наше собственное поведение, изучая поведение собак, особенно щенков”. Это верно, потому что поведение собаки по отношению к своей человеческой семье (владельцам) так похоже на поведение ребенка по отношению к своим родителям. Взаимоотношения суки и щенков мало отличаются от взаимоотношений матери и детей.

“Новые сведения о поведении собак” - это, в основе своей, история о том, как Пфаффенбергер получил задание найти идеального щенка, чтобы вырастить из него идеальную собаку-поводыря. Однако исследования, которыми он руководил в конце 1950-х годов, имели гораздо большее значение - Пфаффенбергер установил следующие критические периоды развития, общие для всех собак:

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ (от 0 до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи.

Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать.

Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОБАКИ (от 14 до 49 дней)

Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли. Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе.

К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно. В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными “личностями” (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком “подарит” ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем.

Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Категория: Мои статьи | Добавил: geruny (14.02.2008)
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz